КЕРАЛА
Керала — самый идиллический штат Индии. Отдых на пляжах там совмещают с действенным аюрведическим лечением, а богатые культурные традиции с удовольствием «приправляют» экзотической кухней. Кроме того, Керала ещё и очень развитый в социальном плане штат: чистый, мирный и с самым низким уровнем детской смертности. Высокой популярностью среди российских туристов этот курорт пока что не пользуется, но, похоже, всё идёт к тому, что скоро эта ситуация изменится в корне.
Столица — Тривандрум.
Керала
также гордится своим уроженцем Ади Шанкаром, одним из величайших
апологетов Адвайта Веданта. Сейчас в Керале находится ашрам Шри Мата
Амританандамайи, которую называют просто «Амма» - Мать.
Хотя большая
часть населения Кералы – индуисты, здесь существует давняя традиция
религиозной и этнической терпимости. Христианство в Керале восходит к
первому веку нашей эры и ведет отсчет от прибытия в эти земли самого
апостола Фомы в 52 году Р.Х. Первая мусульманская мечеть в Индии была
построена в Керале в 8 веке н.э., а евреи, потомки моряков царя
Соломона, построили в Кочине синагогу в 1567 году.
Дух
народа Кералы находит свое наивысшее выражение висполнительском
искусстве: катхакали – весьма утонченной, обладающей строгим каноном
танцевальной драме, насчитывающей около полутора тысяч лет, Куту и
Кудияттаме, еще более древних театральных традициях. Другие
разновидности исполнительского искусства Кералы – Мохинияттам, Оттан
Туллал, Параян Туллал и Ситанкан Туллал. Кроме того, в Керале
сохранились древние народной ритуалы: в этих красочных представлениях
народ облекал свои надежды и пожелания. Тейям, Тира, Тийятам, Мудиетту и
Падаяни – вот некоторые из этих культовых танцевальных форм.
За
классическими и народными видами театрально-танцевального искусства
стоит мощной стеной воинское искусство Каларипаятту, одно из древнейших и
наиболее развитых на Земле. Каларипаятту тесно связано с Аюрведой –
«наукой жизни», совокупностью медицинских традиций, использующих
натуральные средства. Каждый год тысячи туристов со всех концов света
приезжают в аюрведические центры Кералы.
Самой своей эффективностью
Аюрведа во многом обязана лесам, покрывающие горы Гхаты, где
произрастают очень редкие и ценные лекарственные растения. Флора и фауна
девственных тропических лесов поражает разнообразием – даже не все виды
описаны и классифицированы. Заповедники Теккади, Винаду, Парамбиккулам и
птичий заказник в Таттеккаду – спокойные гавани для экотуристов,
утомленных шумом и суетой городов. Керала, «обитель богов», - это место,
где каждый турист найдет то, что ищет. Каларипаятту
- боевое искусство Кералы: Согласно традиции, и сама земля Кералы, и ее
воинское искусство обязаны своим возникновением Парашураме, шестой
аватаре бога Вишну, избавившему брахманов от тирании воинов-кшатриев: он
бросил свою секиру далеко в море и приказал волнам отступить до этого
места. Волны повиновались, и так появилась на свет прибрежная Керала,
полоска земли между горами и морем, изобилующая лагунами. Здесь
Парашурама поселил «3 600 брахманов, которые приняли от него право
носить оружие», т.е., выполнять обязанности кшатриев - «обуздывать
преступников, воевать и служить стражей» - как гласит местная хроника.
Другая местная хроника добавляет к этому, что «Парашурама, дабы
сокрушить своих врагов, основал сорок два калари и привел туда брахманов
высокой касты, чтобы они совершали там обряды; также он обучил двадцать
одного мастера калари, как побеждать врагов».
Историки до некоторой
степени согласны с легендой: хотя каларипаятту в его современной форме
сложилось в 11-12 веках, «искусство побеждать врагов» известно в Керале с
древних времен, примерно с 4 века до н.э., «века героев» местной
поэтической традиции. Свой вклад в формирование воинской традиции внесли
брамины, поселения которых появились в Керале примерно в 7 в. н.э.:
существовала целая каста «полу-брахманов», которые несколько столетий
хранили и формировали воинское искусство.
Позднее возникла каста
«наяр»: в обязанности ее представителей входило нести воинскую службу
или быть медиком при главе деревни, правителе области или местном радже.
На старинных гравюрах, сделанных уже европейцами, можно видеть воинов
этой касты: они сражаются в одной набедренной повязке, с мечом и круглым
щитом (как и наши современники, практикующие каларипаятту), или
стреляют из лука. Вот как описывает воинов-наяр европеец Джованни
Маффеи: «мальчики этой касты начинают учиться ремеслу воина с семи лет,
делая различные упражнения и втирая в тело кунжутовое масло – все это
под руководством знающих мастеров. Вследствие подобного обучения они
могут гнуться и извиваться так, как будто у них нет костей. Они
замечательные борцы, однако выказывают еще больше умения в обращении с
оружием. Они выходят на бой в одной лишь набедренной повязке, без кирас и
шлемов». Интересно заметить, что в этой касте в некоторых случаях даже
девочки обучались воинскому искусству - более того, известно, что
несколько женщин весьма преуспели в овладении им. Большая часть
современных мастеров каларипаятту относятся к этой касте и ведут свою
родословную от времен задолго до прихода английских колонизаторов. В
Керале даже считают, что если бы не предательство своих, англичане
никогда не смогли бы захватить эту землю.
Закат наступил с приходом
европейцев и появлением огнестрельного оружия, но само искусство
сохранилось у нескольких мастеров в разных местах Кералы: от отца к
сыну, от дяди к племяннику оно передавалось из поколения в поколение.
Чуть ли не в каждой деревне был свой «калари» с мастером, который учил
детей и занимался медицинской практикой.
Однако лишь в 20 веке
самобытная воинская традиция стала осознаваться как часть
историко-культурного наследия Кералы, составная образа
героико-эпического прошлого. Тогда же стало использоваться слово
«каларипаятту»: хотя оно составлено из древних корней - «калари»
означает «место (или арена)», а «паятту» - «(воинские) упражнения» - в
широкое употребление оно вошло лишь в 20 веке, когда помимо интереса к
философии, религии, медицине (Аюрведа) и искусству Южной Азии, возник
интерес к традиционным боевым искусствам этой части света, сохранившихся
до наших дней. Итак,
каларипаятту существует как совокупность нескольких традиций и стилей,
со следующими общими особенностями: системой вводных упражнений,
которые, вкупе с масляным массажем всего тела, подготовляют
практикующего к занятиям и бою; поединки на мечах, кинжалах, копьях и
палках; техника «самозащиты без оружия», цель которой - обезоружить
противника; особые медитации и дыхательные упражнения; знание жизненно
важных мест (марммам) на теле - которые требуется поразить или защитить;
медицинские знания по излечению ран и повреждений, полученных во время
тренировки или на поле боя; ритуалы, которые позволяют практикующему
добиться успеха.
Всем этим занимаются в «калари».
Впервые приступая к тренировкам, ученик начинает с мейтхари –
физических упражнений, цель которых - достижение контроля, равновесия и
выносливости, необходимых для занятий каларипятту. Вторая стадия –
колтхари – это тренировки с деревянными орудиями разной длины – от полу
метра до полутора метров. Самое важное из них – это оттакол, нечто вроде
изогнутой деревянной сабли, которое используют для атаки и обороны
жизненно важных точек. Третья фаза, анкатхари, посвящена обучению работе
с металлическим оружием – кинжалом, мечом, копьем, а также борьбе без
оружия. На этом этапе ученик осваивает уруми – гибкий меч длинный
обоюдоострый меч.
Как часть жизни традиционного индийского
общества, каларипаятту связано с другими традициями - религиозной,
йогической, аюрведической. В частности, мармачикитса (лечение жизненно
важных точек) - производное от каларипаятту. Это знание было окружено
завесой тайны: «...наблюдай за учеником 12 лет, и лишь после этого
делись с ним знанием (о жизненно важных точках). Не делись этим знанием с
жестоким, но лишь с Шива йоги», - так говорится в старинном трактате. В
этой традиции известно 108 жизненно важных мест (мармам), поражение
которых может привести к смерти. Однако с их помощью также лечить,
восстанавливая равновесие элементов в организме - и в калари, к мастеру,
приходят не только за тем, чтобы научиться сражаться, но и за лечением.
Таким образом, традиционный калари - это и индуистский храм, и зал для
тренировок, и место, где лечат.
Также каларипаятту тесно связано с
традиционным танцевально-драматическим искусством катакали: содержание
постановок – это истории из эпоса и пуран, из героического прошлого
Кералы. Представления продолжаются всю ночь, а поскольку разыгрываются
сцены баталий, то артистам необходима не только выносливость, но и
навык. Специальные упражнения для контроля над телом и массаж всего тела
необходимые для актеров, имеют своим источником каларипаятту.
В 1970-90ые годы в Керале открылось несколько школ каларипаятту, где могут учиться как индусы, так и иностранцы. Укажем, в частности, на ISMA – школу боевых искусств Балачандрана Наира. Здесь обучаются десятки мужчин и женщин, не только из Индии, но и из других стран. Студенты совершенствуются в способах самозащиты, в ловкости движений, в човаду, майва-заккам (контроль дыхания, расслабление тела, концентрация энергии). Здесь действует центр Мармачикитса.
Катхакали
- местное театральное искусство: Самым популярным искусством Кералы,
получившим признание во всем мире, является катхакали, или катхакали.
Эта колоритная театральная форма сложилась примерно в 17 веке, когда
раджа Коттараккары создал при своем дворе танцевальную труппу, получив
отказ от местного князя одолжить свою. Раджа хотел наслаждаться
историями из «Рамаяны» и «Махабхараты» не на санскрите, а на «простом»,
народном языке – это вошло в традицию катхакали и сохранилось до сих
пор.
Эта танцевальная драма отличается особой сложностью: эмоции
персонажей передаются с помощью определенных жестов. Все роли в
катхакали, в том числе и женские, исполняют мужчины.
Катхакали – это
не просто танец, он включает в себя элементы йоги и аюрведы. Обучение
артиста-танцора начинается едва ли не в детстве и требует много сил и
трудов: физические упражнения, йогические асаны, в том числе - и самые
трудные.
Раскраска
актеров и музыка, сопровождающие представление, – тоже отдельные виды
искусства. Раскраска лиц актеров не просто красочна, она несет
определенный символический – и весьма глубокий – смысл.
У
персонажей категории пакка («зеленые»), к примеру, лица зеленого цвета:
это благородные герои, цари и боги, к примеру, Арджуна, Вишну или Индра.
Их алые губы, белые бумажные «бороды» (чатти), широкие юбки и высокие
головные уборы делают их мгновенно узнаваемым символом Кералы и ее
культуры. У персонажей-катти – высокомерных злодеев - тоже зеленые лица,
белые бородки и золотые головные уборы – в знак их благородного
происхождения. Однако вместо знака Вишну у них на лбу белая шишка (такая
же на носу), а от носа по щекам тянутся красные полосы, похожие на усы.
Персонажи кари («черные») – это женщины: у них черные лица, испещренные
белыми и красными точками, и они самые гадкие и презираемые персонажи
катхакали. Персонажи минукки («сияющие») отличаются минимумом макияжа
бОльшей простотой костюмов, что составляет резки контраст по отношению
ко всем остальным категориям персонажей катхакали. Они воплощают собой
чистоту, смирение и высокую духовность. Лица их раскрашены в теплый
желтый цвет, а головы укрыты покрывалом (все актеры в катхакали
покрывают головы). Из персонажей это Драупади, Сита и Парвати (женщины),
а также брамины и мудрецы.
Нанесение
макияжа на лицо актера – это тоже своего рода представление, занимающее
порой более двух часов (во время которых актер спит). Все, что
используется для нанесения раскраски, сделано из натуральных
ингредиентов: измельченные минералы и сок определенных деревьев
используется для получения ярко-зеленого цвета, для париков берется
измочаленная и крашенная растительными соками кора, пигменты смешиваются
на кокосовом масле. Напоследок актер кладет под веко маленькое семя –
чтобы белки глаз стали красными, поскольку в катхакали особое внимание
придается движениям и выражению глаз.
Репертуар катхакали включает в
себя более 100 пьес на сюжеты индийского эпоса. По традиции
представления начинаются вскоре после заката (около 8 часов вечера) и
продолжаются всю ночь, до самой зари, однако поскольку большинство
туристов не желает бодрствовать ночь напролет, распространение получили
сокращенные версии представлений, длиной около полутора часов (хотя при
желании можно изыскать возможность посмотреть полные версии).
Танцорам-актерам обычно аккомпанируют два барабанщика и два певца,
размещающихся в глубине сцены, которые стих за стихом поют историю.
Пляжи Кералы: Согласно
мифу, сама земля Кералы появилась из моря. Ничего удивительного, что
вдоль берегов штата протянулись прекраснейшие пляжи – не испорченные
цивилизацией, окаймленные большими пальмовыми рощами. Люди со всего мира
приезжают, чтобы понежиться на безупречных песках, в лучах южного
солнца, - возможно, потому, что по пляжам Кералы туристы не ходят
толпами.
Ковалам: Ковалам – один из пляжей Индии, известных во всем
мире. Он состоит из трех бухточек. В лунную ночь отсюда хорошо
любоваться скалой и спокойными волнами в лунном свете. За пляжем
начинаются рощи кокосовых пальм.Ковалам находится всего в 14 км от
столицы Кералы, Тривандрума, и туда легко добраться на автобусе. В
городе (а также в аэропорту и на вокзале) можно нанять такси.
Шангхумугхам:
Это пляж, расположенный недалеко от международного аэропорта в
Тривандруме, отлично подходит для занятий водными видами спорта. Здесь
есть оздоровительный клуб, детский парк, ресторан в форме звезды и
многое другое. Главные достопримечательности этих мест – ежегодные
мотоциклетные гонки и скульптура «Джалаканья».
Вели: Этот пляж
находится всего в 2 км от аэропорта в Тривандруме. Золотой песок,
развлекательный парк – вот главные достоинства этого пляжа, обладающего
несравненной красотой. Основная достопримечательность Вели – большие
внутренние озера, отделенные от океана узкими полосками песка, по
которым можно совершить прогулку. Здесь можно наблюдать любопытное
зрелище – рыбаков за работой. В прекрасном парке, прилегающем к пляжу,
вы найдете большое количество растений, из которых делают специи, а
также немало произведений искусства. Другие развлечения – катание на
лодках, плавучий ресторан, катание на пони и открытый театр.
Папанасамп:
Жители Кералы считают этот пляж святым местом. Считается также, что он
обладает целительными свойствами. На этот пляж из города Варкала ведет
узкая извилистая дорога, по обе стороны которой растут пальмы и тянутся
зеленые рисовые поля.Если вы заботитесь о своем здоровье, то вас,
возможно, заинтересует местный центр натуропатической медицины. Весьма
любопытны также древний храм Джанардхана Свами, посвященный Вишну, и
Шивагири Ашрам, основанный великим социальным реформатаром Шри Нараяна
Гуру.Варкала находится в 31 км от Коллама.
Коллам: Это пляж находится в 4 км от Квилона и является идеальным местом для любителей природы. Считается, что именно здесь побывал в 13 веке Марко Поло.Местность вокруг маяка в Тхангассери несет следы голландского,португальского и английского присутствия. Дворец Тхевали – другая местная достопримечательность: здесь вы также можете посетить рыбацкую деревеньку у пляжа. Рядом с пляжем есть красивый парк.
Форт Кочин: Форт Кочин находится в устье реки. Это ведущий центр рыбной ловли. Недалеко находится церковь Святого Франциска (первая церковь, построенная португальцами в Индии). На Новый год на пляже проходит карнавал и ярмарка. Здесь же вы можете купить свежевыловленные и свежеприготовленные «дары моря».В Форт-Кочин можно добраться автобусом или машиной из Эрнакулама (ок. 50 минут). Плаванье на лодке от Мэйн-Воут-Джетти занимает около получаса. С острова Веллингдон отправление с Терминус-Джетти (около «Тадж Малабар»).В Форт-Кочине можно видеть китайские рыболовные сети – наследие древнейших гостей малабарского побережья, китайцев. Судя по летописям, впервые их поставили между 1350 и 1450 годами. Сделанные из тикового дерева и бамбуковых шестов, они работают по принципу балансира. Лучше все любоваться на них с площади Васко да Гамы.Церковь святого Франциска была католической во времена португальцев (с 1503 по 1663), голландской реформистской (с 1664 по 1804) и англиканской (с 1804 по 1947). Сейчас она принадлежит Церкви Южной Индии. Здание было первоначально сделано из дерева, впоследствии – из камня (в 16 веке). Здесь был похоронен умерший в Кочине Васко да Гама, чьи останки были перевезены в Португалию 14 лет спустя. Черай: Пляж Черай находится в 35 км от Кочина. Очень спокойное место, Черай славится «дарами моря» и местным вином – тодди. В 4 км отсюда находится Паллипурам-форт, построенный португальцами.
Бекал: Этот прославленный пляж Малабара, окаймленный пальмами – тихое, спокойное и удивительно прекрасное место. Поблизости высится знаменитый Бекал-форт, которому более 300 лет. Как считается, он построен в 1650-е годы Шиваппой Наиком из династии Иккери, позднее перешел к Хадер Али Майсорскому, а позднее – к британцам. Морской бастион, подземные туннели и башня обсерватории все еще представляют собой впечатляющее зрелище. За рыбацкой деревушкой начинается пляж Палликере.
Кухня Кералы:
Керальская кухня настолько же своеобразна, сколько и другие традиции этих мест. Длинная береговая линия и изобилие пресных вод, вездесущие кокосовые пальмы, роскошная растительность – все эти отличительные черты Кералы повлияли и на ее кухню, чуть ли не во все рецепты входит мякоть кокосового ореха, кокосовое молоко или кокосовое масло. Специи, за которыми приплыл из Европы Васко да Гама – черный перец, кардамон, перец-чили, гвоздика, - используются тоже весьма широко. Холистическая, натуральная кухня, которая, следуя аюрведическим принципам, радует глаз разнообразием, а язык – вкусом – вот что такое кухня Кералы. Отличная идея для завтрака – это путту, пирожные из рисовой муки. Они имеют форму цилиндра, потому что готовятся на пару в бамбуковых стеблях или в металлических трубках. Сладкоежкам понравятся путту с бананами, пропаренными с сахаром, а любители острого могут лакомиться ими с кадала (карри из горошка).
Традиционное праздничное блюдо садья (т.е., «пир») обычно готовят на свадьбы и фестивали. В него может входить помимо неизбежного в Индии риса до 40 различных вегетарианских лакомств – соленья (манго и лайм с имбирем), острые блюда, другие закуски – которые аккуратно раскладываются на чистом зеленом банановом листе, причем, согласно традиции, суживающийся конец листа должен располагаться по левую руку от гостя. Едят садью руками. Обычные части садья – уппери (основательно прожаренные банановые ломтики), паппадам – хрустящая вафля из мелко размолотого горошка, обжаренная в кокосовом масле, пажам – зрелый золотистый подорожник, китчади – свекла или огурец в творожно-кокосовой пасте, торан – блюдо из любых овощей (бобы, капуста, горошек) и кокоса, авиал – овощи, приготовленные с тертым кокосом и зеленым перцем-чили и многие другие блюда. Во время трапезы подаются десерты – паясамы: из сладкой коричневой мелассы, кокосового молока и специй, с добавлением изюма и орехов кешью; париппупрадхаман – из чечевицы; палпаясам из сахара, ги и специй, сваренных в молоке. К паясамам обычно подаются сладкие золотистые блинчики боли.
Еще одно интересное блюдо керальской кухни – это аппам, белые блины с мягкой губчатой серединой и похожими на кружево хрустящими краями. Другое любопытное блюдо из рисовой муки – это идийаппам, нечто вроде пирожков из тонкой лапши.
Многочисленные керальские сладости – пажам пори, кожалаппам, чурутти, чида, мурукки и многие другие – таковы, что вы непременно захотите купить их, чтобы увезти домой и побаловать ими тех, кто не был в Керале.